Доступная среда
Дорога. Опять виток…
Растеряна душа напрасно.
Не плачь, ведь ты не одинок,
С тобою те, кто любит тебя ра
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации - найти способы решения обеспечить ту самую "безбарьерную среду".
В настоящее время МБДОУ детский сад "Тополёк" посещают два ребенка с ОВЗ, из которых один ребенок с ЗПР (обучение по адаптированной программе для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития), один ребенок с ОНР (обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР Адаптированная основная образовательная программа 2019-2020 уч.г.PDF).
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами , осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц
Конструктивные особенности зданя МБДОУ детского сада "Тополёк" не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри внутри помещений.В детском саду был реконструирован центральный вход, расширен дверной проём, установлен пандус.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями
№ п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
1. |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ 11 воспитанников с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). |
2. |
Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов |
В ДОУ используются специальные учебные пособия и дидактические материалы по коррекции речевого развития воспитанников. |
3. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. |
4. |
Предоставление специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. |
5 |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия ежедневно проводятся учителями – логопедами, педагогом-психологом,учителем-дефектологом в соответствии с расписанием НОД. |
6. |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым требуются специально созданные условия для доступа в здание. |
7 |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья |
Исходя из индивидуальных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) оказывается индивидуальное сопровождение воспитанников и родителей, консультирование родителей. |
8. |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. |
Перечень государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы профессионального обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных минобразованию Ростовской области
№ п/п |
Наименование государственной общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Профессия (специальность, учебная программа) |
Вид образования (профессиональное обучение) |
Вид обучения (подготовка) |
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная, в т.ч. с применением дистанционных образовательных технологий) |
Примечание: категория заболевания у инвалида |
1 |
ГКОУ РО «Азовская специальная школа № 7» |
1) Столяр 2) Кухонный рабочий Адаптированные основные образовательные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
2 |
ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат № 14 |
1.Швея 2. Столяр 3. Садовник Адаптированные основные образовательные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
3 |
ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 11 |
1) Швея 2) столяр - (строительный) 3) штукатур Адаптированные основные образовательные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
4 |
ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 12 |
1. Штукатур- (19727) 2. Столяр-строительный ( 18880) 3. Швея- (19601) Адаптированные основные образовательные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
5 |
ГКОУ РО Донецкая школа-интернат |
Столяр строительный (18880) 2) швея (19601) адаптированная основная общеобразовательная программа профессиональной подготовки |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
6 |
ГКОУ РО «Каменская специальная школа-интернат № 15» |
1) Кухонный рабочий 13249. 2) Швея 19601. 3) Столяр строительный 18880. 4) Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 17544. Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
7 |
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» |
1) Столяр 18880 строительный 2) Садовник 18103 3)Швея 19601 Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
8 |
ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат |
1.Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. 2. Социальный работник |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
9 |
ГКОУ РО «Николаевская специальная школа-интернат» |
1. ОКПДТР 16668 "Плодоовощевод" 2. ОКПДТР18545 "Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования" 3.ОКПДТР19601 "Швея" 4.ОКПДТР 18874 "Столяр" адаптированная основная профессиональная программа |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
10 |
ГКОУ РО Ростовская школа-интернат № 41 |
) Швея 2) Столяр 3) Переплётчик, брошюровщик Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
11 |
ГКОУ РО «Тацинская специальная школа-интернат» |
1) 18880 «Столяр строительный» 2) 19727 «Штукатур» Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
12 |
ГКОУ РО Шахтинская специальная школа-интернат № 16 |
1) Штукатур, маляр - программа "Строительное дело" 2) Швея -программа "Швейное дело" 3) Садовник - "Сельскохозяйственный труд" 4) Дворник, уборщик служебных помещений программа "Обслуживающий труд" |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
13 |
ГКОУ РО "Таганрогская специальная школа № 19" |
1) Швея 2) Столяр 3) Штукатур- маляр Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
- Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда"
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.06.2017 № 438 "О внесении изменений к Постановлению от 25.09.2013 № 585"
- Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 71 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016-2020 годы"
- Приложение к приказу Министерства труда и социального развития Ростовской области от 21.06.2017 № 176 "План реализации государственной программы Ростовской области "Доступная среда" на 2017 год"