Доступная среда
Дорога. Опять виток…
Растеряна душа напрасно.
Не плачь, ведь ты не одинок,
С тобою те, кто любит тебя ра
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации - найти способы решения обеспечить ту самую "безбарьерную среду".
В настоящее время МБДОУ детский сад "Тополёк" посещают 8 обучающихся с ОВЗ, из которых один обучающийся с ЗПР (обучение по адаптированной программе для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития), 7 обучающихся с ОНР (обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами , осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц
Конструктивные особенности зданя МБДОУ детского сада "Тополёк" не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри внутри помещений.В детском саду был реконструирован центральный вход, расширен дверной проём, установлен пандус.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями
№ п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
1. |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ 8 воспитанников с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). |
2. |
Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов |
В ДОУ используются специальные учебные пособия и дидактические материалы по коррекции речевого развития воспитанников. |
3. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. |
4. |
Предоставление специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. |
5 |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия ежедневно проводятся учителями – логопедами, педагогом-психологом,учителем-дефектологом в соответствии с расписанием НОД. |
6. |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым требуются специально созданные условия для доступа в здание. |
7 |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья |
Исходя из индивидуальных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) оказывается индивидуальное сопровождение воспитанников и родителей, консультирование родителей. |
8. |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. |
Перечень государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы профессионального обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных минобразованию Ростовской области
№ п/п |
Наименование государственной общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Профессия (специальность, учебная программа) |
Вид образования (профессиональное обучение) |
Вид обучения (подготовка) |
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная, в т.ч. с применением дистанционных образовательных технологий) |
Примечание: категория заболевания у инвалида |
1 |
ГКОУ РО «Азовская специальная школа № 7» |
1) Столяр 2) Кухонный рабочий Адаптированные основные образовательные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
2 |
ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат № 14 |
1.Швея 2. Столяр 3. Садовник Адаптированные основные образовательные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
3 |
ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 11 |
1) Швея 2) столяр - (строительный) 3) штукатур Адаптированные основные образовательные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
4 |
ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 12 |
1. Штукатур- (19727) 2. Столяр-строительный ( 18880) 3. Швея- (19601) Адаптированные основные образовательные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
5 |
ГКОУ РО Донецкая школа-интернат |
Столяр строительный (18880) 2) швея (19601) адаптированная основная общеобразовательная программа профессиональной подготовки |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
6 |
ГКОУ РО «Каменская специальная школа-интернат № 15» |
1) Кухонный рабочий 13249. 2) Швея 19601. 3) Столяр строительный 18880. 4) Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 17544. Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
7 |
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» |
1) Столяр 18880 строительный 2) Садовник 18103 3)Швея 19601 Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
8 |
ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат |
1.Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. 2. Социальный работник |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
9 |
ГКОУ РО «Николаевская специальная школа-интернат» |
1. ОКПДТР 16668 "Плодоовощевод" 2. ОКПДТР18545 "Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования" 3.ОКПДТР19601 "Швея" 4.ОКПДТР 18874 "Столяр" адаптированная основная профессиональная программа |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
10 |
ГКОУ РО Ростовская школа-интернат № 41 |
) Швея 2) Столяр 3) Переплётчик, брошюровщик Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
11 |
ГКОУ РО «Тацинская специальная школа-интернат» |
1) 18880 «Столяр строительный» 2) 19727 «Штукатур» Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
12 |
ГКОУ РО Шахтинская специальная школа-интернат № 16 |
1) Штукатур, маляр - программа "Строительное дело" 2) Швея -программа "Швейное дело" 3) Садовник - "Сельскохозяйственный труд" 4) Дворник, уборщик служебных помещений программа "Обслуживающий труд" |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
13 |
ГКОУ РО "Таганрогская специальная школа № 19" |
1) Швея 2) Столяр 3) Штукатур- маляр Адаптированные основные программы профессионального обучения |
Профессиональное обучение |
Профессиональная подготовка по профессиям рабочих |
Очная |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
- Конституция Российской Федерации
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов
- объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
- Нормативные акты местного самоуправления
- Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда"
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.06.2017 № 438 "О внесении изменений к Постановлению от 25.09.2013 № 585"
- Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 71 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016-2020 годы"
- Приложение к приказу Министерства труда и социального развития Ростовской области от 21.06.2017 № 176 "План реализации государственной программы Ростовской области "Доступная среда" на 2017 год"
______________________________________________________________________________________________________________________________
01.12.2022 по 10.12.2022 в России проводится Декада инвалидов, приуроченная к Международному Дню инвалидов, который с 1992 года отмечается 3 декабря. Декада инвалидов проводится с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями. Она включает в себя целый комплекс мероприятий, которые преследуют цель содействовать пониманию связанных с инвалидами проблем, толерантного отношения к ним.
На основе межведомственного плана мероприятий по проведению Декады инвалидов в Ростовской области в детском саду «Тополёк» рабочей группой был разработан и утвержден руководителем план мероприятий, посвященный Декаде инвалидов.
В подготовительной группе, в старших группах, включая группу компенсирующей направленности, воспитателями были проведены беседы, которые сопровождались просмотром презентаций «Мы все такие разные», «Не такие как все», «Мир спасает доброта», «Я всегда помогу попавшим в беду», «Это трудно, это сложно, но иначе - невозможно», которые способствовали развитию чувства сострадания и нравственных качеств детей, знакомили детей с понятием «особый человек» и заботливому отношению к таким людям. В детском саду реализуется долгосрочный проект «Мы разные, но мы вместе». Дружба, взаимопомощь, принятие друг друга , вот основные посылы данного проекта.
В рамках проекта воспитатели познакомили детей с произведениями о доброте, состраданию и заботливому отношению к ближнему «Не стой в стороне равнодушным», «Дарите людям доброту», «Брошенный котёнок», «Мальчик Дима», «Хроменькая уточка», «Ласточка с перебитым крылом».
Был организован просмотр мультфильма «Цветик-семицветик», после просмотра воспитатели провели беседу с детьми о смысловой нагрузке мультфильма.
С обучающимися старших групп преподавателем МБУ ДО ДДТ Величко Е.Ф. был проведён мастер-класс «Игрушка-антистресс «Каркуша»» в технике оригами.
Специалистами детского сада и воспитателем старшей группы компенсирующей направленности была проведена акция «Дари добро», в ходе которой родителям вручались листовки и буклеты о толерантности.
Также была организован круглый стол «Мир, доступный для всех» с родителями «особых» детей. Вместе с детьми они приняли участие в мастер-классе «Доброе сердце», в ходе которого изготовили открытки в виде «сердца», которые они прикрепили к большому сердцу, символизирующему одну большую семью.