Slider

Финансовая грамотность







Инновационная площадка экспериментальной апробации программно-методического комплекса
«Азы финансовой культуры для дошкольников» 

 

«Финансовая грамотность становится

навыком, необходимым для каждого человека

в двадцать первом веке. Поэтому разработка

и внедрение стратегий финансового образования

населения является важным направлением

государственной политики во многих

странах «Группы двадцати», включая Россию»

Антон Германович Силуанов,

министр финансов Российской Федерации

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.

При включении Программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее-Программа) в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, то есть закладываются индивидуальное особенности восприятия финансового мира.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.

Актуальность Программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Таким образом, формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.

_______________________________________________________________________________________

                                     


УМК программы "Азы финансовой культуры"


                               


   





_______________________________________________________________________________________

















__________________________________________________________________________________________________________

Районное методическое объединение
"Формирование основ финансовой культуры обучающихся старшего дошкольного возраста "


 


__________________________________________________________________________________________________________





Игры на платформе Learning-apps


Кроссворд : https://learningapps.org/watch?v=p0dcsaj7c21
Игра "Кошелёк": https://learningapps.org/watch?v=pkkrcy33a21
Игра "Товар и услуги": https://learningapps.org/watch?v=pyn1p76ma21
"Расставь по порядку": https://learningapps.org/watch?v=p7igjsjwa21
"Найди пару": https://learningapps.org/watch?v=p9v7twia521
"Что можно купить вмагазине с такой вывеской" https://learningapps.org/watch?v=pakpzjqaj21






Выявление успешных практик

На данный момент успешной практикой в МБДОУ детском саду «Тополёк» считается опыт работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности  обучающихся старшего дошкольного возраста  посредством реализации программы «Разумейка», автором-разработчиком которой является старший воспитатель Краснобаева Е.Н. Программу начали реализовывать в детском саду с 2020 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли.
Финансовая грамотность-это не только бюджет, умение экономить и т.д., это формирование базовых ценностей воспитания согласно новым ориентирам, согласно фокусу в образовательной политике государства, который направлен на воспитание подрастающего поколения. Дошкольная организация- первая ступень  в формировании  базовых знаний о профессиях  и предпосылок  для приобщения  дошкольников  к такой сложной области  человеческой деятельности как экономика. В 2019-2020 учебном году нашему детскому саду  был присвоен статус пилотной площадки  по внедрению программно-методического комплекса (далее ПМК) «Азы финансовой культуры для дошкольников».
Экспериментальная апробация по внедрению ПМК «Азы финансовой культуры» проводилась в группах старшего дошкольного возраста. Целью работы стало создание условий для формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников. Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
1.Научить детей правильному отношению  к деньгам  и способам их зарабатывания,  а также разумного использования;
2.научить детей правильно вести себя  в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте)
Педагогами нашего детского сада разработан и реализован   проект по финансовой грамотности: «Секреты Гнома-Эконома». В сентябре 2021 начали работать над проектом «Приключения рубля и копейки в детском саду». В этом проекте принимают участие старшая группа  детского сада в тесном сотрудничестве со Сбербанком.
По финансовой грамотности страшим воспитателем было организовано и проведено районное методическое объединение в ноябре 2021 года, на котором Екатерина Николаевна представила опыт работы детского сада по теме «Формирование основ финансовой грамотности  обучающихся старшего дошкольного возраста». Разработанная старшим воспитателем программа «Разумейка» была представлена на Всероссийский конкурс на лучшую образовательную программу  по финансовой грамотности, организованной Ассоциацией развития  финансовой грамотности, организованной Ассоциацией развития финансовой грамотности при экспертной и информационной поддержке Центрального банка РФ.